История и перспективы узкоколейки
Сегодня узкоколейная железная дорога воспринимается многими как нечто необычное и старинное. В России таких дорог немало, но многие из них находятся в некондиционном состоянии, из-за чего они не используются.
Первые узкоколейки в России появились в конце XIX века. Самой известной узкоколейной железной дорогой была линия от Покровска до Уральска. Ширина колеи была всего 1000 миллиметров.
К началу XX века общая протяженность узкоколейки по России составила 805 верст. Только спустя 100 лет большую часть рельсовых путей перевели на стандартную ширину колеи.
Популярность узкоколейки в те времена легко объяснима: обслуживание, ремонт и эксплуатация такой дороги стоила в несколько раз дешевле, чем те же работы с путями стандартной ширины.
Узкоколейка была необходима, чтобы обеспечить подъезд к лесоразработкам, торфяным залежам, для освоения целинных земель и прочее. Во времена СССР ширина колеи составляла 750 миллиметров. Такие дороги стали быстрым решением неразвитости дорожных сетей во многих местах страны.
Узкоколейка сегодня
В настоящее время узкоколейные железные дороги России находятся в плохом состоянии. Однако СМИ активно взялись за этот вопрос с 2010 года. И уже сегодня можно видеть первые результаты их работы, хотя проблемы восстановления данных путей все же остались, а именно:
- ранее тепловозы для узкоколеек производились Калужским машиностроительным заводом. Однако сегодня есть более современные конструкции, которые могут быть изготовлены для данных путей;
- восстановление путей потребует больших затрат, поскольку многие пути разграблены, а это потребует изготовления новых рельсов, определенного набора инструментов и прочего;
- потребуется изготовление пассажирских вагонов. Ранее вагоны поставлялись Чехией. Они были особой конструкции, поэтому для их изготовления потребуется привлечение зарубежных специалистов.
Если власти все же решат восстановить узкоколейные пути, потребуется много времени. Однако это позволит высокоэффективно использовать данные пути, получать хорошую прибыль, а также разгрузить железнодорожные пути со стандартной колеей.