Щебеночный балласт
Щебеночный балласт – важный элемент верхней части строения пути, от которого напрямую зависит прочность и безопасность эксплуатации железнодорожного пути. Поэтому к нему предъявляется множество требований. Особое внимание уделяют гранулометрическим и субстанционным свойствам.
Также важно просчитать нагрузку от подвижного состава, которая должна равномерно распределяться балластом. В процессе эксплуатации балласт сильно подвержен динамическим и статическим воздействиям, поэтому так важно использовать качественные горные породы.
Требования к горным породам:
- наличие как можно большего числа граней с острыми ребрами;
- отсутствие в составе почвенных включений, которые ухудшают водо- и воздухопроницаемость;
- высокая прочность на сжатие;
- стойкость к истиранию;
- отличная вязкость;
- устойчивость к атмосферным осадкам, в частности, морозостойкость;
- прочные ребра, высокая ударопрочность.
К дополнительным требованиям можно отнести устойчивость к выветриванию, а также поглощение воды не более 0,5 процентов от массы. Отметим, что щебень должен обязательно иметь постоянный объем. Зерновой состав важен: количество более крупных зерен не должно превышать 5% по массе, а более мелких – 1,5% по массе.
Чаще балласт получают из прочных магматических пород, таких как сиениты, базальты, диабазы, диориты, габбро, граниты и другие. Именно они соответствуют выдвигаемым требованиям, легко выдерживают сильные нагрузки. Балласт щебеночный ГОСТ 7392 2002 подразумевает его изготовление методом дробления. Для этого используют скальные породы, валуны или гравий.
Если на участке линий использован щебень низкого качества, то может наблюдаться быстрый износ и последующее измельчение щебня. Это может привести к деформации путей, неравномерному распределению нагрузки на нижнюю часть пути. Говорить в этом случае о безопасности эксплуатации не приходится.
Осадка балласта
Под воздействием вертикальных нагрузок может происходить заметные перемещения частиц щебня и их обкалывание. Этот процесс особенно сильно наблюдается в начальный период эксплуатации пути. Перемещение и более компактная укладка щебня приводит к большой осадке балласта.
Контролировать данный процесс позволяет динамический стабилизатор пути, который используют после подбивки шпал. В итоге щебеночный балласт смещается без повреждений граней, создавая однородный слой.